Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Поиск материалов
Вопросы к экзамену по физиологии нервной деятельности
Физиология (от греч. ph?sis = природа и ...логия) животных и человека, наука о жизнедеятельности организмов, их отдельных систем, органов и тканей и регуляции физиологических функций. Физиология изучает также закономерности взаимодействия живых организмов с окружающей средой, их поведение в различных условиях. Классификация. физиология = важнейший раздел биологии; объединяет ряд отдельных, в значительной мере самостоятельных, но тесно связанных между собой дисциплин. Различают общую, частную и прикладную физиологию. Общая физиология изучает основные физиологические закономерности, общие для различных видов организмов; реакции живых существ на разные раздражители; процессы возбуждения, торможения и т.п. Электрические явления в живом организме (биоэлектрические потенциалы) исследует электрофизиология. Физиологические процессы в их филогенетическом развитии у разных видов беспозвоночных и позвоночных животных рассматривает сравнительная физиология. Этот раздел физиологии служит основой эволюционной физиологии, которая изучает происхождение и эволюцию жизненных процессов в связи с общей эволюцией органического мира. С проблемами эволюционной физиологи неразрывно связаны и вопросы возрастной физиологии, исследующей закономерности становления и развития физиологических функций организма в процессе онтогенеза = от оплодотворения яйцеклетки до конца жизни. Изучение эволюции функций тесно соприкасается с проблемами экологической физиологии, исследующей особенности функционирования разных физиологических систем в зависимости от условий обитания, т. е. физиологической основы приспособлений (адаптаций) к разнообразным факторам внешней среды. Частная физиология исследует процессы жизнедеятельности у отдельных групп или видов животных, например у с.-х. животных, птиц, насекомых, а также свойства отдельных специализированных тканей (например, нервной, мышечной) и органов (например, почек, сердца), закономерности их объединения в специальные функциональные системы. Прикладная физиология изучает общие и частные закономерности работы живых организмов и особенно человека в соответствии с их специальными задачами, например физиология труда, спорта, питания, авиационная физиология, космическая физиология, подводная и т.д. Физиология подразделяют условно на нормальную и патологическую. Нормальная физиология преимущественно исследует закономерности работы здорового организма, его взаимодействие со средой, механизмы устойчивости и адаптации функций к действию разнообразных факторов. Патологическая физиология изучает измененные функции больного организма, процессы компенсации, адаптации отдельных функций при различных заболеваниях, механизмы выздоровления и реабилитации. Ветвь патологической физиологии = клиническая физиология, выясняющая возникновение и течение функциональных отправлений (например, кровообращения, пищеварения, высшей нервной деятельности) при болезнях животных и человека. Физиология как раздел биологии тесно связана с морфологическими науками = анатомией, гистологией, цитологией, т.к. морфологические и физиологические явления взаимообусловлены. Физиология широко использует результаты и методы физики, химии, а также кибернетики и математики. Закономерности химических и физических процессов в организме изучаются в тесном контакте с биохимией, биофизикой и бионикой, а эволюционные закономерности = с эмбриологией. Физиология высшей нервной деятельности связана с этологией, психологией, физиологической психологией и педагогикой. Наиболее тесно физиология традиционно связана с медициной, использующей её достижения для распознавания, профилактики и лечения различных заболеваний. Практическая медицина, в свою очередь, ставит перед физиологией новые задачи исследований. Экспериментальные факты физиологии как базисной естественной науки широко используются философией для обоснования материалистического мировоззрения. Прогресс физиологии неразрывно связан с успехами методов исследования. Исследование функций живого организма базируется как на собственно физиологических методах, так и на методах физики, химии, математики, кибернетики и др. наук. Такой комплексный подход позволяет изучать физиологические процессы на различных уровнях, в том числе на клеточном и молекулярном. Основные методы познания природы физиологических процессов, закономерностей работы живых организмов = наблюдения и эксперимент, проводимый на разных животных и в различных формах. Однако всякий эксперимент, поставленный на животном в искусственных условиях, не имеет абсолютного значения, а результаты его не могут быть безоговорочно перенесены на человека и животных, находящихся в естественных условиях. [Физиология человека, под ред. Бабского Е. Б., 2 изд., М., 1972.]
Физиология возбудимых мембран: потенциал покоя, природа потенциала покоя (формула Нернста, равновесный потенциал по калию), роль обмена веществ в генезе и поддержании ПП (натриевый насос клетки)
Потенциал действия. Ионные механизмы возникновения ПД. О природе ионной проницаемости мембраны. Ионные каналы. Вещества применяемыедля изучения ионных каналов. Активация натрий-калиевого насоса при возбуждении
Критический уровень деполяризации. Локальный ответ. Зависимость пороговой силы раздражителя от его длительности (кривая "сила-время")
Изменение возбудимости при возбуждении (рефрактерность). Проблема автоматии для сердечных клеток и нервных клеток
Механизм проведения возбуждения. Максимальный и оптимальный ритмы генерации нервных импульсов
Проведение нервного импульса. Структура нервных волокон. Физиологическая роль структурных элементов миелинизированного нервного волокна. Перерождение и регенерация нервных волокон после перерезки нервов. Законы проведения возбуждения
Составной характер потенциала действия нервного ствола и классификация нервных волокон по диаметрам (А, В и С)
Доказательство клеточного строения мозга (работы Гольджи и Рамон-Кахала). Нейрон как субстрат восприятия и передачи информации. Функциональное значение шипиков.
Эмбриогенез нервной системы у человека. Типы нервной системы (от диффузной к трубчатой), причины ее совершенствования. Нейрональная индукция - "начало хода генетических часов мозга". Работы Мангольд. Формирование нейробластов и глиобластов. Роль глин и поверхностных лигандов в формировании ЦНС. Восемь этапов формирования ЦНС.
Этапы изучения мозга человека (от древних египтян до Везалия). Подходы в изучении мозга. Зачем человеку нужно такое длинное детство? Что мы знаем и чего мы не знаем о мозге? Какими функциями управляет мозг человека?
Роль спинного мозга в управлении движением. Соматическая нервная система. Мотонейрон. Рефлексы с участием спинного мозга.
Нервно-мышечный синапс: механизм передачи с нерва на мышцу. Формирование потенциала концевой пластинки (ПКП), миниатюрного потенциала (МП) концевой пластинки и потенциала действия скелетной мышцы (ПД). Патологические процессы как результат блокады нервно-мышечной передачи.
Чем обеспечивается поддержание постоянства внутренней среды организма? Строение и функции вегетативной нервной системы. Медиаторы и блокаторы ВНС.
Центральная регуляция дыхания. Дыхательный центр.
Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Автоматия сердца. Рефлексогенные зоны сосудистого русла.
Функциональные системы организма. Психофизиологические методы исследования (КГР, АД, ЭКГ, ЭМГ, ЧСС, ЭЭГ, дыхание).
Почему необходимы эксперименты на животных? Экспериментальное изучение функций мозга: экстирпация, вызванные потенциалы, микроэлектродный метод, метод дистантного управления, стереотаксический метод, изучение рассудочной деятельности.
Нейрон. Отличие нейрона от других клеток организма. Глия. ГЭБ. Цереброспинальная жидкость. Особенности строения нейрона. Аксональный транспорт: антероградный и ретроградный.
Синаптическая передача в ЦНС. События, происходящие в синапсе. Электрический и химический синапсы. Медиаторы и модуляторы (ацетилхолин и ВИП). Принцип Дейла и его критика
Ионотропные и метаботропные эффекты медиаторов и модуляторов.Возбуждение и торможение нейронов - ВПСП и ТПСП.
Рефлекс. Рефлекторные дуги. Свойства нервных центров: одностороннее проведение, синаптическая задержка, иррадиация, суммация, торможение. Пресинаптическое и постсинаптическое торможение. Реципрокная иннервация мышц-антагонистов
Рецепторы (интеро- и экстерорецепторы). Генераторный, и рецепторный потенциалы. Тельца Паччини. Мышечное веретено. Судьба афферентного залпа
Медиаторные системы мозга. Холинергическая система мозга, ее участие в двигательных и вегетативных реакциях, обучении и формировании памяти.
Медиаторные системы мозга. Дофаминергическая система мозга. Болезнь Паркинсона и шизофрения как результат нарушения этой системы. Норадренергическая и серотонинергическая системы мозга, их участие в обучении.
Медиаторные системы мозга. Аминокислоты - медиаторы ЦНС: глутамат, глицин, ГАМК. ГАМКэргическая система и проблемы эпилепсии. Бензодиазепины и поиск их природных лигандов.
Ноцицептивная и антиноцицептивная системы мозга. Боль: болевые рецепторы, болевой порог. Субстанция Р, ее роль в передаче сигналов по афферентным путям
Опиатные системы мозга. Эндорфины и энкефалины - эндогенные опиаты.
Система статинов и либеринов гипоталамуса, их эндокрияное и внеэндокринное влияние
Физиологические основы стрессорной реакции организма. Участие гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы в развитии ответной реакции организма на стрессорное воздействие. Реактивность сердечно-сосудистой системы на стрессорное воздействие
Лимбическая система мозга и ее участие в формировании эмоций и .сложных форм поведения. Гиппокамп и гиппокампальный лимбический круг. Миндалина и ее роль в возникновении эпилепсии. Межполушарная асимметрия.