Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Поиск материалов
Вопросы к экзамену по возрастной психологии
Возрастная психология, отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях. В качестве особой отрасли психологической науки Возрастная психология начала складываться с середины 20 в., включив в себя детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и геронтопсихологию. Однако первые исследования в области возрастной психологии начались ещё в конце 19 в., когда под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина стала утверждаться детская психология. На базе развития геронтопсихологии и гериатрии сложилась психофизиология старения и старости. Необходимость решения практических вопросов обучения взрослых и исследование теоретических проблем развития психики привели к специальному изучению фаз психологической эволюции взрослого человека. Основными методами получения знаний о возрастных особенностях психики человека является метод "поперечных" срезов и метод так называемого "продольного" изучения. Первый из них состоит в изучении больших групп лиц разных возрастов с целью получить сравнительные данные о психологических особенностях каждого возраста. Второй метод заключается в длительном (годы и десятилетия) изучении одних и тех же испытуемых с целью проследить возрастные изменения их психики. Выявление качественно своеобразных ступеней психического развития и определение их возрастных границ представляет собой весьма сложную задачу, так как "психический возраст" не есть простая функция количества прожитых лет. [Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., 1990.; БСЭ.]
Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение.
Методы возрастной психологии. Особенности использования метода наблюдения и эксперимента при работе с детьми.
Формирующая стратегия как альтернатива методу срезов в исследовании психического развития в онтогенезе.
Основные формы констатирующего эксперимента ("продольные" и "поперечные" срезы, "психология жизненного пути").
Близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на развитие психики ребенка.
Значение кросскультурных исследований для решения проблем возрастной психологии.
Социально-историческая природа детства.
Критика биогенетического направления в исследовании детского развития. Теория рекапитуляции.
Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме.
Проблема психического развития ребенка в психоанализе.
Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития в онтогенезе. Теория конвергенции двух факторов В.Штерна.
Проблема развития мышления в ранних работах Ж.Пиаже. Их теоретическая и экспериментальная критика в отечественной и зарубежной психологии.
Операциональная концепция развития интеллекта Ж.Пиаже.
Основные положения теории интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже.
Проблема развития личности в онтогенезе в эпигенетической концепции Э.Эриксона.
Основные положения теории культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского. Ее теоретическое и практическое значение.
Проблема эгоцентрической речи и мышления в отечественной и зарубежной психологии,
Понятие "возраста" и "социальной ситуации развития".
Проблема возраста и возрастной периодизации в трудах Л.С.Выготского.
Проблема соотношения обучения и развития в трудах Л.С.Выготского.
Роль и значение кризисов в психическом развитии ребенка.
Понятие "зоны ближайшего развития". Его теоретическое и практическое значение.
Проблема периодизации психического развития в зарубежной психологии.
Проблема периодизации психического развития ребенка в современной отечественной психологии.