Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Поиск материалов
История психологии
Психология (от психо... и... логия),наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Предмет, основные проблемы и методы. В своей непосредственности явления психического отражения выступают для человека в форме внутренних переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия, мыслей и чувств. Этот особый характер психических явлений служил основанием для их противопоставления как явлениям внешнего мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению психологии от др. наук, изучающих природу и общество. Психология изучает психику в её филогенетическом и онтогенетическом развитии как на уровне животных, так и на уровне человека. Однако важнейший предмет психологии - изучение психики человека и её высшей, специфически человеческой формы - сознания. Сознание - высшая, хотя и не единственная форма психического отражения у человека. Одна из фундаментальных проблем психологии заключается в изучении условий и "механизмов" осознания, связи между несознаваемыми формами психического отражения и сознанием. Недоступная для самонаблюдения, эта связь, как показывают современные исследования восприятия, памяти, словесных обобщений и др., успешно решается с помощью объективных методов. Др. фундаментальную проблему психологии составляет раскрытие природы тех процессов, которые субъективно переживаются как происходящие во внутреннем мире. Введение в психологии категории деятельности создало возможность и для адекватного подхода к проблеме биологического и социального в развитии психики человека. Наиболее изученными в психологии. являются познавательные процессы - ощущение, восприятие, память и мышление, которые всё более рассматриваются как различные моменты, виды и формы предметной деятельности субъекта, функционально или генетически связанные с внешней деятельностью, с практикой. Это выразилось в развитии исследований мышечных движений, входящих в состав процессов непосредственно чувственного отражения, в подходе к процессам воспринимания, запоминания и припоминания как к особым действиям и операциям и в понимании мыслительной деятельности как происходящей из деятельности практической. Гораздо более сложными являются проблемы внутренней регуляции деятельности - проблемы потребностей, мотивов,аффективно-волевых процессов. Хотя их изучению посвящено большое число исследований, однако понимание их у разных авторов остаётся далеко не однозначным. Психология является экспериментальной наукой. Важная роль принадлежит в ней лабораторному эксперименту, позволяющему получать точную квалификацию и измерения изучаемых процессов. В психологии применяются и др. конкретные методы, в том числе наблюдение в обычных или специально создаваемых условиях, анализ продуктов деятельности, сравнительно-генетический метод и т. н. формирующий эксперимент; применяются также методы собирания массового материала - психологические тесты, методы интервьюирования и анкетирования. [БСЭ]
Предмет, метод, задачи и функции истории психологии. Категориальный анализ (Ярошевский)
Условия и закономерности развития научных психологических знаний
Учение Демокрита о душе и псих. процессах
Представления Платона о душе и ее функциях.
Вопросы психологии познания у Платона.
Сократическая беседа: действующие лица, вопросы, способ проведения. Другие особенности.
Проблема аффектов в античной психологии (Аристотель, стоики).
Представления Аристотеля о душе. Способности души.
Представления Аристотеля о познавательных и движущих способностях души.
Учение Аристотеля о действии и поступке. Практическое назначение этого учения.
Психологические взгляды Эпикура. Их развитие в поэме Лукреция "О природе вещей".
Вопросы психологии в учениях античных врачей.
Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе в период от поздней античности до Нового времени.
Значение Ф.Бэкона для психологии.
Учение Декарта о страстях.
Учение Декарта о душе. Определение мышления.
Психофизическая проблема и ее решение Декартом. Дуализм Декарта.
Учение Декарта о теле. Объяснение движений тела и поведения животных.
Значение Спинозы для психологии
Понятие об опыте по Локку. Психология как наука о внутреннем опыте.
Простые и сложные идеи по Локку. Пути образования сложных идей. Процесс обобщения. Понятие об ассоциации идей.
Полемика Лейбница с Локком. Исторический смысл полемики.
Французская эмпирическая психология XVIII века (Кандильяк, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Руссо).
Становление ассоциативной психологии в XVIII веке (Беркли, Юм, Гартли).
Развитие английской ассоциативной психологии в XIX веке (Браун, Джеймс Милль, Дж.Ст.Милль, А.Бэн, Г.Спенсер).
Психология Гербарта.
Естественно-научные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку.
Значение теории эволюции Дарвина для психологии.
Психологическая система Вундта. Историческая роль Вундта в развитии психологии.
Психология акта Ф.Брентано.
Структурная психология Э.Титченера.
Психология У.Джемса. Функционализм.
Экспериментальные исследования памяти Г.Эббингауза.
Исследования мышления в вюрцбюргской школе.
Программа построения научной психологии И.М.Сеченова. Полемика с К.Д.Кавелиным.
Развитие психологических взглядов В.М.Бехтерева, их характеристика.
Направления русской философской психологии к.XIX-нач.XXвв.
История возникновения психологии индивидуальных различий. Исследования Ф.Гальтона.
Развитие прикладных направлений в психологической науке последней четверти XIX-нач.XX вв.
Возникновение и развитие педологии. Судьба отечественной педологии.
Возникновение психотехники. Развитие психотехники в СССР в 20-е - 30-е гг.
История и критический анализ бихевиоризма. Взгляды Уотсона на предмет психологии. Учение о поведении.
Направления необихевиоризма
Психоанализ Фрейда.
Аналитическая психология К.Юнга.
Индивидуальная психология А.Адлера.
Основные положения о психике и историческом развитии сознания во французской социологической школе.
Направления неофрейдизма.
Описательная и понимающая психология.
Гештальтпсихология: предмет, области исследования, критический анализ.
Психологические взгляды Г.И.Челпанова и его роль в развитии отечественной науки.
Реактология К.Н.Корнилова.
Психологические взгляды М.Я.Басова.
Этапы научного творчества Выгосткого
Деятельностный подход в психологии
Грузинская школа установки
Психологическая концепция Гальперина
Психология и марксизм
Направления современной зарубежной психологии (гуманистическая психология, логотерапия В.Франкла, когнитивная психология).