Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти материалы по вашей теме.
Поиск материалов
Менеджмент
Управление персоналом в единстве своих разнообразных функций, субъектов и методов выступает предметом науки " Менеджмент персонала". Менеджмент персонала - сравнительно молодая наука. Хотя многие ее идеи и теории возникли в начале XX в. и даже раньше, долгое время они развивались в рамках различных наук, связанных с производством и деятельностью главным образом коммерческих, а также некоммерческих, прежде всего государственных, организаций. В зависимости от того, в русле каких наук исследовались и разрабатывались идеи управления персоналом, для характеристики этой науки использовались соответствующие термины. Так, в США менеджмент персонала развивался в основном в русле бихевиористских, поведенческих наук, что прямо повлияло на название этой дисциплины. Там, несмотря на то что процесс выделения менеджмента персонала в самостоятельную науку в основном завершился в 60-70-х годах XX в., он и сегодня называется по-разному: "организационное поведение" или "управление человеческими ресурсами" (иногда эти термины характеризуют относительно самостоятельные науки, причем "организационное поведение" трактуется как ядро, важнейшая составная часть "управления человеческими ресурсами"). "Организационное поведение, - пишут американские авторы Г. Штраусс, Р. Милль и др., - представляет собой комбинацию по крайней мере двух старых наук в школах бизнеса: "человеческие отношения" и "управление", но эти науки также включили в себя элементы других дисциплин, в основном психологии и социологии. Политическая наука, экономика (по крайней мере те элементы, которые относятся к принятию решений и информационной экономике), антропология и психиатрия также повлияли на развитие науки об организационном поведении". В Германии и некоторых других странах континентальной Европы наука управления персоналом была традиционно связана в первую очередь с экономикой предприятия, что нашло отражение в названии этой дисциплины - "экономика персонала" или "менеджмент персонала". И сегодня в ФРГ довольно часто данные термины употребляются как синонимы науки управления персоналом. В СССР специальной науки "Менеджмент персонала" не существовало и отсутствовала важнейшая база ее предмета - рыночная среда, тем не менее управление кадрами исследовалось в рамках экономических, социологических и психологических наук. Человек, будучи единым, участвует в производственной деятельности как ее многогранный субъект: и экономический - производитель и потребитель благ; и биологический- носитель определенной телесной конструкции и физического здоровья; и социальный - член определенной группы: семейно-родственной (член многодетной или бездетной семьи, обладатель определенного круга родственников и т.п.), демографической (мужчина или женщина, молодой или пожилой работник и т.п.), стратификационной (носитель определенного социального, в том числе профессионального, статуса и ранга), классовой (работник по найму или собственник), этнической (представитель определенной нации или этноса) и др.; и политический - гражданин государства, избиратель, член политической партии, профсоюза, других групп интересов; и правовой - обладатель определенных прав и обязанностей; и культурный- носитель определенного менталитета, системы ценностей, социальных норм и традиций; и нравственный - разделяющий те или иные нравственные нормы и ценностные ориентации; и конфессиональный - исповедующий религию или атеист; и эмоционально-волевой - обладающий определенным характером и психологическим складом в целом; и разумный - имеющий интеллект и определенную систему знаний. Все эти и некоторые другие аспекты (роли) личности при определенных условиях в большей или меньшей степени воздействуют на поведение работника в сфере труда. Менеджмент персонала изучает и учитывает влияние всех аспектов человека на организационное поведение. В этом состоит главная специфика данной науки, определяющая ее подход к исследованию своего предмета, а также ее структуру и содержание. Менеджмент персонала как наука существует на двух уровнях: теоретическом и прикладном. Цель теории менеджмента персонала - получение новых знаний путем описания и классификации явлений, установления причинно-следственных, функциональных и иных взаимосвязей и закономерностей между ними, прогнозирования типичных организационных ситуаций. Менеджмент персонала на прикладном уровне занимается вопросами изменения и преобразования реальных производственных ситуаций, разработкой конкретных моделей, проектов и предложений для повышения эффективности использования сотрудников. Между двумя уровнями управления персоналом существует тесная взаимосвязь: теория выступает методологией конкретного анализа и проектирования, данные же прикладных исследований составляют базу для построения гипотез и развития теории. Комплексный, интегративный характер менеджмента персонала проявляется в структуре знаний управления персоналом как науки. Ее стержень, ядро составляют собственные, специфические знания, отражающие, во-первых, влияние различных характеристик работников на их рекрутирование (привлечение на предприятие), отбор и организационное поведение и, во-вторых, способы и приемы практического использования установленных взаимосвязей в целях обеспечения экономической и социальной эффективности организации. Кроме того, менеджмент персонала опирается и отчасти включает теории, касающиеся отмеченных выше аспектов человека. К ним относятся прежде всего следующие концепции. 1. Экономические теории, охватывающие разные направления экономической науки. Это прежде всего теории рынка труда. Выводы теорий рынка труда важны для выработки стратегии и принятия оперативно-тактических решений в плане привлечения рабочей силы, удержания ценных сотрудников на предприятии, стимулирования работников, снижения текучести кадров, стабилизации коллектива, формирования у персонала чувства преданности предприятию, укрепления корпоративной культуры и т.д. Важнейшее значение для управления персоналом имеют и другие направления экономической науки, в частности: теории планирования, лежащие в основе планирования персонала; экономическая информатика, дающая ориентиры для оптимизации информационного процесса в организации, а также экономические теории и методы, позволяющие определять затраты на персонал, принимать рациональные решения в области его комплектации. 2. Психологические теории. В менеджменте персонала используется целый ряд психологических наук и методов. Выводы общей психологии важны для понимания природы личности, учета специфики характера, менталитета, ценностных ориентаций работников, восприятия ими стимулов и т.д. Психологические теории поведения, прежде всего бихевиористские концепции, составляют методологическую основу теорий мотивации. Психоанализ используется для оценки кадров в процессе тестирования. Социальная психология объясняет многие аспекты группового поведения: лидерства, сплоченности, конформизма, формальных и неформальных коммуникаций и др. Психология общения используется для налаживания оптимальных с точки зрения организационных целей межличностных коммуникаций. Психология труда дает сведения о психической составляющей трудовой деятельности. Выводы различных отраслей психологического знания учитываются в процессе образовательной и воспитательной работы. 3. Социологические концепции. Их влияние на управление персоналом разнообразно. Оно проявляется прежде всего в теориях групп и организаций. Хотя эти теории выходят за рамки социологии, однако социология групп и организаций (организационная социология) прямо связана с управлением персоналом. Она раскрывает многие закономерности групповой деятельности, в частности обосновывает оптимальные варианты координации действий персонала в условиях непрерывно меняющейся внешней для организации среды. Организационная социология исследует влияние формальных аспектов организации (институциональной структуры, норм, каналов коммуникаций и т.п.) на поведение человека, в том числе на управление им. Широкое применение в менеджменте персонала находят методы эмпирической социологии: наблюдения, опросы, интервью, социометрический метод и т.д. 4. Трудовое и социальное право. Вся деятельность по управлению персоналом осуществляется в рамках закона, и прежде всего трудового и социального права, которые регулируют организацию труда и сам трудовой процесс, всю совокупность отношений работника с работодателем, непосредственным представителем которого выступает администрация. Трудовое право и вырабатываемые на его основе уставы предприятий и тарифные соглашения определяют права и обязанности всех участников процесса управления персоналом: администрации, линейных руководителей и кадровых служб, трудового коллектива и его органов, профсоюзов и некоторых других действующих на предприятии объединений, а также отдельных работников. Социальное право определяет деятельность руководителей и служб персонала в области социального обеспечения работников, их социальных прав. Перечень используемых менеджментом персонала наук и теорий можно было бы продолжить, включив в него и некоторые политологические теории, анализирующие проблемы власти и управления на первичных уровнях социальной организации, к которым принадлежит и такая организация, как предприятие. Предмет менеджмента персонала в значительной мере совпадает с предметом конфликтологии, точнее ее разделов, относящихся к конфликтам в организации. Управление персоналом изучает роль конфликта между личностью и организацией, между сотрудниками, в том числе руководителями, между различными подразделениями организаций. При этом одни авторы считают, что конфликт, протекающий в определенных рамках, даже желателен, другие же полагают, что идеальная организация должна стремиться к гармонии. С управлением персоналом во многом пересекаются науки о труде: эргономика, физиология труда, психология труда, социология труда, технология труда, педагогика труда, медицина труда, антропометрия (наука, разрабатывающая способы измерения возможностей человеческого тела и организма в целом) и др. Столь сложное междисциплинарное содержание менеджмента персонала объясняется богатством сторон, аспектов человека, влияющих на его поведение в организации (на предприятии). Комплексность, синкретичность управления персоналом никак не отрицает специфичности и самостоятельного, конечно, в определенных пределах, характера этой науки. Все данные других наук переосмысливаются и развиваются в ней под углом зрения обеспечения организации оптимальным количеством и качеством работников и их использования в целях деловой и социальной эффективности. Как и во многих других общественных науках, выводы и рекомендации менеджмента персонала имеют вероятностный характер и соотносимы с определенными типами рабочих ситуаций и конкретными условиями деятельности организаций. Общая формула управления персоналом означает, что характеризующая успех этого рода деятельности деловая и социальная эффективность находится в функциональной зависимости от выбранного варианта управленческих действий и ситуации, в которой находится предприятие. Наука "Менеджмент персонала" выполняет по отношению к практике кадрового управления следующие функции: во-первых, идеальное конструирование этой практики, разработка теории, стратегии, техники, способов и средств управления персоналом; во-вторых, рационализация, глубокое критическое осмысление практического управления людьми и его ориентации на требования экономической (деловой) и социальной эффективности; в-третьих, преобразование, побуждение руководителей к изменению моделей, техники, стиля, способов и средств руководства сотрудниками на основе альтернатив, предлагаемых наукой. Как отмечают уже упоминавшиеся американские авторы Г. Штраус, Р. Миллс и др., для практиков-менеджеров управление персоналом (организационное поведение - ОП) может предложить три вида услуг: 1) на основе исследуемых в рамках науки управления персоналом связей между разными организационными явлениями можно разработать и протестировать различные теории или модели в области управления персоналом. Протестированные теории, в свою очередь, могут помочь практику понять последствия его поступков, объясняя ему: "Если Вы сделаете X, то скорее всего получите Y"; 2) систематически изучая поступки (как в реальных, так и в лабораторных, условных организациях), наука управления персоналом может предложить практику более широкое разнообразие возможных вариантов поведения, чем он мог использовать раньше. Объединенный с хорошей теорией, расширенный репертуар управленческого поведения увеличивает количество альтернатив для действий; 3) с помощью увеличения количества возможных альтернатив поведения, важнейшие последствия которых можно научно предвидеть, исследования в рамках науки управления персоналом помогают менеджеру-практику проследить эволюцию своих будущих поступков и их возможные последствия. Это повышает вероятность нахождения оптимального варианта поведения ". Отражением возрастания значимости функций управления персоналом для эффективности организационной деятельности является бурный рост соответствующей науки в странах Запада в последние десятилетия. Наука и учебная дисциплина " Менеджмент персонала " постепенно находит свое признание и в России. В СССР управление персоналом не выделялось в отдельную науку и специально не преподавалось. Однако ряд разделов этой науки разрабатывался в рамках экономических дисциплин, прежде всего экономики и организации производства, а также педагогики, социологии и психологии. Исследованиями производственных коллективов, трудовых отношений, условий эффективности руководства и других проблем, относящихся к управлению персоналом, занимался у нас целый ряд научно-исследовательских институтов и других учреждений. По ряду направлений, например в области коллективных форм организации труда, социального планирования и др., были получены достаточно интересные результаты. Правда, политизация производства, решение важнейших кадровых вопросов партийными комитетами, командно-административная организация управления персоналом в целом, идеологическое и иное давление на ученых и ряд других факторов ограничивают применимость прежних научных разработок в наши дни. Несмотря на значительные особенности современной России: острейший экономический кризис, широкая криминализация экономики и общества, специфическая производственная культура и т.п. - менеджмент персонала сравнительно быстро получает в нашей стране признание и распространение. Как свидетельствует мировой опыт и современные российские реалии, развитие менеджмента персонала как науки и его признание в качестве необходимого компонента высшего и специального управленческого образования способны оказать значительное позитивное влияние на деятельность предприятий рыночного сектора, государственных служб и общественных организаций, а также содействовать гуманизации труда, превращению его в важнейшую сферу самореализации и развития личности.
Характеристика и взаимозависимость внутренней и внешней среды организации.
Характеристика принципов управления.
Понятие и классификация целей организации.
Школа научного менеджмента основные идеи, возможности использования в современной практике.
Доктрина человеческих отношений, основные идеи, возможности использования в современной практике.
Понятие и характеристика функций управления
Типы и виды организационных структур, их характеристика, преимущества и недостатки.
Содержание, значение и виды контроля. Поведенческие аспекты контроля.
Характеристика эффективного контроля.
Коммуникации и информация в управлении.
Принятие управленческих решений.
Группы, их роль и виды, формирование эффективных команд.
Теории лидерства: ситуационный подход.
Пути повышения эффективности управления.
Развитие науки управление персоналом в рамках классической школы менеджмента.
Развитие науки управление персоналом в рамках школы человеческих отношений и поведенческих наук.
Школа управления человеческими ресурсами (УЧР) и содержание современной концепции УЧР.
Понятия "кадры", "персонал", "человеческие ресурсы". Структура персонала.
Цели управления персоналом.
Функции управления персоналом.
Принципы управления персоналом.
Методы управления персоналом.
Понятие рынка труда и занятости. Особенности формирования российского
рынка труда.
Основные показатели эффективной занятости.
Внешние и внутренние факторы, оказывающие воздействие на кадровую политику организации.
Влияние факторов внешней среды и внутриорганизационных переменных на процесс набора персонала.
Внутренние и внешние источники привлечения персонала, их преимущества и недостатки.
Методы набора персонала.
Цели и критерии отбора персонала.
Этапы процедуры отбора персонала.
Методы профессионального отбора персонала.
Формы и методы производственного обучения персонала.
Методы оценки результативности труда работников.
Проблемы, возникающие при оценке результативности труда персонала, и пути их преодоления.
Понятие карьеры. Проблемы развития карьеры и программы поддержки персонала .
Понятие маркетинга, маркетинг как философия бизнеса.
Взаимосвязь маркетинга и видов спроса.
Концепции управления маркетингом.
Внешняя среда организации и ее элементы. Посредники и конкуренты, их характеристики.
Элементы системы и значение маркетинговой информации.
Содержание и методика проведения маркетингового исследования.
Характеристика. методов сбора информации
Анкетирование как метод сбора первичной информации.
Источники вторичной информации, ее достоинства и недостатки.
Мотивы покупательского поведения на потребительском рынке (Фрейд, Маслоу, Шварц)
Процесс принятия решений о покупке на потребительском рынке.
Моделирование поведения предприятий - потребителей.
Критерии и признаки сегментации товарных рынков.
Планирование стратегии сегментации рынка.
Стратегии охвата целевого рынка, их достоинства и недостатки.
Товар в системе маркетинга.
Концепция жизненного цикла товаров.
Товарный знак (марка) ее значение и виды.
Понятие и этапы разработки нового товара.
Конкурентная структура рынка. Роль маркетинга на различных типах рынков.
Формирование сбытовой стратегии.
Понятие и функции каналов товародвижения.
Элементы комплекса стимулирования товародвижения.
Реклама в комплексе маркетинговой коммуникации.
Закон стоимости, его сущность и воздействие на ценообразование.
Налоги их влияние на ценообразование.
Цена как важнейший экономический инструмент управления производством.
Функции ценообразования.
Методы ценообразования.
Экономическое содержание инфляции и меры по ее регулированию.
Влияние конкуренции на формирование уровня цен на товары и услуги.
Организационное поведение как социальная наука и ее связь с другими науками.
Организационное поведение в глобальном аспекте: воздействие культурных ценностей на организационное поведение.
Культурный шок и адаптация к нему. Основные свойства и характеристика индивидуума. Факторы индивидуальной производительности.
Понятие и характеристики группы.
Формирование и развитие группы.
Организационные основы эффективности группы, управление эффективными рабочими группами.
Организационная культура, ее влияние на деятельность и удовлетворенность работой
Управление стрессами.
Модели реализации изменений.
Стратегии планируемого изменения.
Менеджерское поведение при сопротивлении переменам.
Особенности менеджмента в цивилизациях Востока.
Развитие управленческой теории и практики в Древней Греции и Риме
Управленческие идеи в трудах Н.Маккиавели
Ф.Тэйлор и становление научного менеджмента
А.Файоль и его роль в создании теории современного менеджмента
Хоторнские исследования и формирование школы человеческих отношений.
Сущность, предмет и метод организации.
Системные свойства организации.
Виды подходов теории организации.
Общие законы организации и характер их проявления.
Российский вклад в развитие организационной мысли и организационных отношений.
Классификация систем управления.
Эффективность и управление исследованием.
Исследование мотивации.
Виды плановых исследований.
Исследование менеджмента в системе управления.
Сущность стратегии и ее роль в общей системе управления предприятием.
История теории развития стратегического управления. Отличия между долгосрочным планированием, стратегическим планированием и стратегическим управлением.
Иерархия стратегических намерений.
Характеристика подходов к стратегическому управлению (рациональное планирование, инкрементализм, организационное обучение).
Природа, источники и виды конкурентных преимуществ.
Понятие стратегии бизнес уровня. Базовые стратегии на основе конкурентного преимущества.
Стратегии международного уровня. Международное конкурентное преимущество и глобальные стратегии. Роль ТНК в современном бизнесе.
Характеристика понятий новации, инновации. Инновационный процесс, его этапы..
Классификация инновационных стратегий.
Сущность и этапы развития инновационного менеджмента.
Функции инновационного менеджмента.
Организационные формы инновационного предприятия.
Источники финансирования инноваций. Проблемы финансирования инноваций в России.
Управление рисками в инновационном менеджменте.
Методы оценки и управления рисками.
Содержание и методы научно-технического прогнозирования.